Сильно ли Виталий Кравцов волнуется перед молодежным чемпионатом мира? Раньше он даже говорил в прессе, что у него не складывается роман со сборной России. Мол, лучше ему выступать в «Тракторе», чем ехать на какой-то турнир.
Но главный тренер Валерий Брагин сделал все, чтобы вернуть уверенность талантливому форварду, который по фактуре напоминает Евгения Кузнецова. Даже назначил его капитаном в контрольных матчах и сделал центрфорвардом, поставив на точку. Правда, сейчас Кравцов — ассистент капитана в молодежной сборной России. Другой обладатель буквы «А» — защитник Дмитрий Саморуков, который для Виталия почти родственник, у него серьезные отношения с сестрой Кравцова. Капитан — Клим Костин, бывшим одним из лучших на прошлом молодежном чемпионате мира.
«Я вообще не волнуюсь, — заявил Кравцов, давая мне интервью в передаче „Игра в тело“. — У нас собрался сильный состав, укрепили тренерский штаб, когда консультантом стал Олег Знарок. Чего нам переживать? Когда бушует арена на 20 тысяч зрителей, то не надо обращать на нее внимание. Вообще не смотрю на трибуны, не вижу блондинку в третьем ряду. Только шайбу и игроков».
Кравцов был выбран «Рейнджерс» в первом раунде драфта-2018 под общим девятым номером. И уже заявил, что уедет в Северную Америку сразу же, как у него закончится контракт в России. То есть это может быть в конце февраля, если «Трактор» не попадет в плей-офф.
«До конца еще ничего не ясно. Но такой вариант вполне допустим, — говорит Кравцов. — Надо посмотреть, как будет складываться ситуация в „Рейнджерс“. Так что ближе к времени перехода мы все точно будем знать. И договоримся.
Я приезжал в июне в тренировочный лагерь новичков „Рейнджерс“. И мелькнула мысль: „А, может, остаться, чтобы второй раз не приезжать?“ Но поговорил с агентом, обсудил перспективы. Был шанс остаться, но пришлось бы участвовать в судах. А потом играть год в школьной лиге. Но зачем спускаться на 10 ступеней ниже после КХЛ? Даже ниже, чем USHL. Это был бы шаг не в правильную сторону».
Но если представить, что права на Кравцова выкупит клуб-олигарх КХЛ, предложит ему большую зарплату, чтобы он не уезжал за океан?
«Моя мечта измеряется не в деньгах, — красиво отвечает Виталий. — У нас в семье все в порядке с финансами. Я хочу поехать в систему „Рейнджерс“. Если не получится, это другой вопрос. Если да, то здорово. Это ведь моя жизнь, я хочу попробовать. Мне только 18 лет. А все деньги мира не заработаешь. На что наиграю, то заслуженно получу.
Вот зачем сейчас брать какой-то невероятный контракт в России? Чтобы потом всю жизнь жалеть, почему я тогда не поехал? Может, у меня совсем иначе пошла бы карьера. Мне и сейчас предлагали контракты на 100-120 млн рублей в год ($1,45 млн — $1,75 млн за сезон при 13% налога). Но я стою на своей позиции. Посмотрим, что будет дальше».
Кравцов не будет стесняться быта Северной Америки. «Я раньше летом прилетал в лагеря — например, в Миннесоте. Жил один в домике, без родителей. Тебе дают расписание, все вокруг — англоговорящие. Ты не знаешь, куда идти. За тобой никто не следит. Просто придерживайся графика, это в твоих интересах. Я начал общаться на английском, хорошо подтянул язык».
Интересно, что уже в шесть лет Кравцов занимался в тренировочном лагере у Яромира Ягра. Чему великий чешский форвард мог научить юного российского хоккеиста?
«Даже в таком возрасте можно тренировать технику, катание. Это легче закладывать в себя с детства, — говорит Кравцов. — Если уже тогда будешь знать хоккейные нюансы, то станешь более технически оснащенным. Возьмите сейчас 30-летнего мужика, идите его тренировать в лагере — будете очень долго ждать результата. Два занятия с нами лично провел Ягр. В группе было 10 детей, с нами работали три тренера, еще были два вратаря. И вот Яромир с нами вышел… Сколько стоила такая поездка? Даже не знаю. Но спасибо родителям, они вложили в меня все».
Вернемся к молодежному чемпионату мира. Видимо, Кравцов будет центрфорвардом первого звена, вместе с крайними форвардами Григорием Денисенко («Флорида») и Николаем Коваленко («Колорадо»). Валерий Брагин хорошо чувствует игрока и понимает, что нынешний лидер «Трактора» должен выстрелить в молодежной сборной России.
«Ты можешь тренироваться три дня. А потом у тебя будет плохое настроение, ты работаешь на льду в обычном режиме. Но Брагин это заметит, подъедет к тебе и спросит: „Что такое? Давай-ка, покажи эмоции“, — рассказывает Кравцов. — Он все видит. Вот недавно на мне был датчик, я с ним до двух ночи не мог уснуть. В итоге он показал, что я восстановился на ноль процентов. Брагин мне говорит: „Ты ничего не перепутал? Может, вместо тренировки нужно дальше идти спать?“ Он ведь не только тренер, но и психолог, заводила. С ним можно и по-дружески общаться. И как у взрослого человека спросить что-то. Не хватит слов, чтобы все объяснить про Валерия Николаевича».
«А вообще нужно показывать интеллектуальную изюминку на льду, — добавляет Кравцов. — Скучно ведь играть в хоккей, когда ты побежал по борту, вылез к воротам, забил гол. Мне так не нравится. Ну да, меня в клубе пробуют на левом фланге, в сборной — в центре. Не удивлюсь, если на молодежном чемпионате мира стану защитником, а в плей-офф вообще в ворота встану. Все рекорды побью. Но я люблю, когда интересно».
Павел Лысенков является обозревателем "Советского спорта" и постоянным автором NHL.com/ru.